Компьютерные игры и ребенок
От родителей часто можно услышать жалобы: дети много времени проводят за компьютерными играми, предпочитая их чтению, прогулкам, урокам, человеческому общению. В результате подобных увлечений можно видеть последствия как медицинского характера (проблемы связанные с нарушением осанки и зрения), так и нарушения, связанные с личностными изменениями (агрессивность, раздражительность, тревожность, нарушение сферы общения, отсутствие мотивации к обучению и снижение успеваемости). Больше всего родителей в ребенке тревожат проявления враждебности, как к другим, так и к себе и отсутствие других интересов кроме компьютера.
Виртуальная опасность игр, в которых есть сцены насилия, могут оказаться разрушительными для детской психики, спровоцировать детей на агрессивное поведение в реальной жизни. При современном уровне графики кровь на экране после выстрела может показаться вполне настоящей, смерть героев может восприниматься как своя, а доступной формой отреагирования своих негативных эмоций для ребенка в реальной жизни может стать применение грубой физической силы.
Существуют разные виды компьютерных игр, но для родителей важно понять, что привлекает ребенка в таких играх: умение управлять миром, решение логических задач или сцены агрессивных баталий?
Уход в виртуальный мир компьютерных игр и чрезмерная увлеченность - это показатель психологического неблагополучия ребенка. Конфликты в семье, отсутствие доверия и понимания, трудности в общении, межличностном взаимодействии, проблемы в учебе, неумение снимать психоэмоциональное напряжение адекватными способами реагирования - все это может способствовать возникновению страха перед действительностью и желанию ребенка уйти от проблем и реальности в мир иллюзий.
В большей степени этому страху подвержены дети и взрослые с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения.
Для родителей важно чувствовать грань между адекватным увлечением детей компьютером и появлением аддиктивного поведения у своего ребенка. При обнаружении признаков аддикции необходимо обращаться к специалистам, занимающимся данными формами отклонений: врачам, психотерапевтам, психологам. Но легче предупредить, чем заниматься устранением уже сформировавшегося отклонения, поэтому, все свои силы лучше направить на профилактику аддиктивного поведения.
Общие рекомендации родителям:
1. Желательно регламентировать время, проводимое за компьютером - обговорив условия с ребенком, составить договор о пользовании компьютером.
2. Открыто говорить о своих опасениях, последствиях длительного пользования компьютером.
3. Обязательно хвалить за соблюдение времени, подчеркивать, сколько еще интересного и полезного удалось успеть.
4. Контролировать выбор игр и стараться использовать позитивные возможности компьютера - дети часто с интересом овладевают программированием, веб-дизайном, компьютерной графикой, анимацией.
5.Организовать систему обязанностей и наказаний за их несоблюдение.
6.Быть последовательными родителями.
И еще одно важное замечание. Помнить, что за «компьютерной зависимостью» скрываются совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, неуверенность, одиночество, реакция на семейное неблагополучие. Такой ребенок комфортно чувствует себя в виртуальной реальности. А иногда родителям удобно, что ребенок «занят» и не мешает заниматься своими делами. Находите время, чтобы пообщаться со своим ребенком! Будьте внимательны к нему и его увлечениям!