Внеклассная работа в школе
Внеклассная работа является важнейшим элементом современного образования. Именно она позволяет выйти за рамки школьной программы и открыть учащимся новое и необычное, проявив при этом творческий потенциал и педагогические навыки.
Понятие и история внеклассной работы
Внеклассная работа привлекает внимание современных педагогов и ученых достаточно давно. Истоки внеклассной работы восходят к 18 столетию, когда в дворянских пансионах и учебных заведениях после уроков читались сочинения и переводы учащихся. "Внеклассная работа", как педагогический термин берет свое начало в работах В. Шереметьевского который преподавал в 19 веке. Впервые термин встречается в труде педагога под названием "Вопросы о семейном чтении".
Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого – то и – результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками [1]. В.А. Сухомлинский
В 20 веке, после октябрьской революции, молодое советское государство начинает уделять значительное внимание системе образования и её составляющим. Доподлинно известно, что в 20-30-е годы 20 столетия формы внеклассной работы обогащаются разнообразными экскурсиями, конференциями, диспутами, литературными судами, играми и т.д. и т.п. К 60 – 70 годам 20 века внеклассная работа окончательно укрепилась в практике школы. В современной педагогической науке существует ряд распространенных трактовок термина "внеклассная работа". Ключевым подходом можно назвать определение, которое отражено в педагогическом словаре под редакцией И. А. Каирова [2]:
Что включает в себя внеклассная работа
Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.
Внеклассная работа - деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать [3].
Внеклассная работа в школе преследует следующую цель: повысить уровень владения определенным школьным предметом посредством привлечения учащихся к творческой деятельности или самосовершенствованию вне урочных занятий.
Cледует отметить разнообразие подходов к формулировке цели внеклассной работы по предмету, которые давали следующие авторы: А.И. Никишов [4], И.Я. Ланина [5], А.В. Усова [6] и т.д. Исходя из их подходов, общей целью внеклассной работы является расширение и углубление знаний по предмету. Также можно отметить, что внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель – формирование и развитие творческой личности учащегося.
Задачи внеклассной работы, вытекающие из её цели, представлены на рисунке ниже.
Задачи внеклассной работы в школе
Цель и задачи внеклассной работы в школе позволяют выделить и классифицировать актуальные формы внеклассной работы.
Формы внеклассной работы
Признанные в педагогике формы внеклассной работы очень разнообразны, что помогает учителю выбрать именно ту, которая будет интересна и ему и классу, в котором он хочет её реализовать. Формы внеклассной работы в условиях школы напрямую зависят от ряда факторов, в числе которых: численность посещающих внеклассное мероприятие, цель внеклассной работы, предполагаемая продолжительность внеклассного мероприятия. В целом формы внеклассной работы принято подразделять на: индивидуальные, объединяющие и массовые
Ключевые формы внеклассной работы в школе
Отдельно следует обратить внимание на то, что в ряде педагогических трудов групповые и массовые формы внеклассной работы называются "объединяющие формы внеклассной работы". К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых.
Отдельно следует отметить, что клубы являются эффективной формой внеклассной работы по таким предметам как иностранные языки, литература, история. Это можно обосновать тем, что они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах.
Методы внеклассной работы
Методы проведения и организации внеклассной работы базируются на общепринятых методах воспитания, к которым относят:
- методы формирования сознания: беседа, рассказ, дискуссия, диспут, метод приема;
- метод организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
- методы формирования поведения: соревнования, игра, поощрение, наказание;
- методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы, тестирование, анализ результатов деятельности.
Основополагающими методами внеклассной работы в условиях школы можно смело назвать следующие:
- Метод проектов
- Игровой метод
- Метод работы над ошибками
- Метод лекции
- Метод беседы
- Метод индивидуального консультирования
Использование современных методов внеклассной работы необходимо для любого школьного предмета.
Источник: Нестерова И.А. Внеклассная работа в школе // Энциклопедия Нестеровых - http://odiplom.ru/lab/vneklassnaya-rabota-v-shkole.html
ПЕРЕЧЕНЬ экскурсионных объектов Республики Беларусь
ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ |
||
|
Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» |
|
|
Мемориальный комплекс «Красный берег» (филиал ГУК «Жлобинский историко-краеведческий музей») |
|
|
Учреждение «Гомельский областной музей военной славы» |
|
|
Государственное учреждение культуры «Музей битвы за Днепр» (г.п. Лоев) |
|
|
Историко-археологический комплекс «Древний Туров» |
|
|
Государственное природоохранное учреждение «Национальный парк “Припятский”» (Петриковский район, д. Лясковичи) |
|
|
Государственное учреждение культуры «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова» (г. Ветка), филиал – г.Гомель |
|
|
Мемориальный комплекс «Ола» |
|
|
Монумент памятный знак «Багратион» (филиал ГУК «Светлогорский историко-краеведческий музей») |
|
|
Музей и мемориальный комплекс узникам Озаричского лагеря смерти |
|
|
Государственное учреждение культуры «Мозырский объединённый краеведческий музей»: Музей народной культуры Мозырщины «Палеская веда»; музей-мастерская Н.Н. Пушкаря |
|
Г. МИНСК |
||
|
Учреждение «Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны» |
|
|
Государственное учреждение «Национальный исторический музей Республики Беларусь» |
|
|
Учреждение «Национальный художественный музей Республики Беларусь» |
|
|
Учреждение «Государственный музей истории белорусской литературы» |
|
|
Учреждение «Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа» |
|
|
Учреждение «Государственный литературный музей Янки Купалы» |
|
|
Мемориальный комплекс «Тростенец» |
|
|
Учреждение «Музей истории города Минска» |
|
|
Минский храм-памятник в честь Всех святых и в память о жертвах, которые послужили спасению Отечества нашего (Церковь Всех Святых) |
|
|
Музей современной белорусской государственности (филиал ГУ «Национальный исторический музей Республики Беларусь») |
|
|
Государственное учреждение «Национальная библиотека Беларуси» |
|
БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ |
||
|
Государственное учреждение «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой» |
|
|
Государственное природоохранное учреждение «Национальный парк “Беловежская пуща”» (Каменецкий район) |
|
|
Учреждение культуры «Брестский областной краеведческий музей» |
|
|
Археологический музей «Берестье» (филиал УК «Брестский областной краеведческий музей» |
|
|
Учреждение культуры «Кобринский военно-исторический музей имени А.В. Суворова» |
|
|
Государственное учреждение культуры «Мемориальный музей-усадьба им. Т.Костюшки» (г.Косово) |
|
|
Государственное учреждение «Музей Белорусского Полесья» (г.Пинск) |
|
|
Государственное учреждение культуры «Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег» (Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег) |
|
|
Музей «Каменецкая башня» Каменецкий столп «Белая Вежа» |
|
|
Коссовский дворцово-парковый ансамбль (Ивацевичский район) |
|
|
Усадьба-музей А. Мицкевича «Заосье» |
|
ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ |
||
|
Учреждение культуры «Витебский областной краеведческий музей» |
|
|
Научно-исследовательское и просветительное учреждение культуры «Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник» |
|
|
Мемориальный комплекс «Проклятие фашизма» («Шунёвка») (Филиал ГУ «Бегомльский музей народной славы») |
|
|
Учреждение культуры «Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Пилиповича Шмырова»» |
|
|
Учреждение культуры «Витебский городской музей воинов-интернационалистов» |
|
|
Учреждение культуры «Музей боевого содружества» (г.Рассоны) |
|
|
Учреждение культуры «Музейный комплекс истории и культуры Оршаншчины» |
|
|
Учреждение культуры «Музей Марка Шагала в Витебске» |
|
|
Софийский собор, Спасо-Евфросиньевская церковь (г. Полоцк) |
|
|
Мемориальный комплекс «Прорыв» |
|
ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
||
|
Учреждение «Музей «Замковый комплекс «Мир» |
|
|
Учреждение культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей» |
|
|
Учреждение культуры «Волковысский военно-исторический музей имени П.И.Багратиона» |
|
|
Учреждение культуры «Гродненский государственный музей истории религии» |
|
|
Учреждение культуры «Дом-музей Адама Мицкевича в Новогрудке» |
|
|
Учреждение культуры «Новогрудский историко-краеведческий музей» |
|
|
Государственное историко-культурное учреждение «Музей-усадьба М.К.Огинского» (а.г. Залесье) |
|
|
Парк «Августовский канал» (Гродненский район) |
|
|
Борисоглебская (Коложская) церковь (г. Гродно) |
|
|
Лидский Замок (г. Лида) |
|
|
Гольшанский замок (Ошмянский район) |
|
МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ |
||
|
Учреждение культуры «Могилевский областной краеведческий музей» |
|
|
Учреждение культуры Могилевский областной художественный музей имени П.В. Масленикова» |
|
|
Учреждение культуры «Музей истории Могилева» |
|
|
Памятник истории и архитектуры «Бобруйская крепость» (Учреждение культуры «Бобруйский краеведческий музей») |
|
|
Мемориальный комплекс «Буйничское поле» |
|
|
Музей В.К. Белыницкого-Бирули «филиал учреждения «Национальный художественный музей Республики Беларусь») |
|
МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
||
|
Учреждение «Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта» |
|
|
Государственное учреждение «Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» |
|
|
Государственное учреждение «Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» |
|
|
Военно-исторический комплекс «Линия Сталина» |
|
|
Государственное учреждение «Минский областной краеведческий музей» |
|
|
Государственное учреждение «Историко-культурный музей-заповедник «Заславье» |
|
|
Военно-исторический комплекс «Старая граница», Дзержинский р-н (филиал учреждения «Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны») |
|
|
Учреждение «Государственный литературный музей Янки Купалы» |
|