Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Внеклассная работа

Дата: 10 февраля 2020 в 21:56, Обновлено 13 сентября 2022 в 02:15

Внеклассная работа в школе

Внеклассная работа является важнейшим элементом современного образования. Именно она позволяет выйти за рамки школьной программы и открыть учащимся новое и необычное, проявив при этом творческий потенциал и педагогические навыки.


Понятие и история внеклассной работы

Внеклассная работа привлекает внимание современных педагогов и ученых достаточно давно. Истоки внеклассной работы восходят к 18 столетию, когда в дворянских пансионах и учебных заведениях после уроков читались сочинения и переводы учащихся. "Внеклассная работа", как педагогический термин берет свое начало в работах В. Шереметьевского который преподавал в 19 веке. Впервые термин встречается в труде педагога под названием "Вопросы о семейном чтении".

Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого – то и – результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками [1]. В.А. Сухомлинский

В 20 веке, после октябрьской революции, молодое советское государство начинает уделять значительное внимание системе образования и её составляющим. Доподлинно известно, что в 20-30-е годы 20 столетия формы внеклассной работы обогащаются разнообразными экскурсиями, конференциями, диспутами, литературными судами, играми и т.д. и т.п. К 60 – 70 годам 20 века внеклассная работа окончательно укрепилась в практике школы. В современной педагогической науке существует ряд распространенных трактовок термина "внеклассная работа". Ключевым подходом можно назвать определение, которое отражено в педагогическом словаре под редакцией И. А. Каирова [2]:

Что включает в себя внеклассная работа

Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Внеклассная работа - деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать [3].

Внеклассная работа в школе преследует следующую цель: повысить уровень владения определенным школьным предметом посредством привлечения учащихся к творческой деятельности или самосовершенствованию вне урочных занятий.

Cледует отметить разнообразие подходов к формулировке цели внеклассной работы по предмету, которые давали следующие авторы: А.И. Никишов [4], И.Я. Ланина [5], А.В. Усова [6] и т.д. Исходя из их подходов, общей целью внеклассной работы является расширение и углубление знаний по предмету. Также можно отметить, что внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель – формирование и развитие творческой личности учащегося.

Задачи внеклассной работы, вытекающие из её цели, представлены на рисунке ниже.

Задачи внеклассной работы в школе

Цель и задачи внеклассной работы в школе позволяют выделить и классифицировать актуальные формы внеклассной работы. 

Формы внеклассной работы

Признанные в педагогике формы внеклассной работы очень разнообразны, что помогает учителю выбрать именно ту, которая будет интересна и ему и классу, в котором он хочет её реализовать. Формы внеклассной работы в условиях школы напрямую зависят от ряда факторов, в числе которых: численность посещающих внеклассное мероприятие, цель внеклассной работы, предполагаемая продолжительность внеклассного мероприятия. В целом формы внеклассной работы принято подразделять на: индивидуальные, объединяющие и массовые

Ключевые формы внеклассной работы в школе

Отдельно следует обратить внимание на то, что в ряде педагогических трудов групповые и массовые формы внеклассной работы называются "объединяющие формы внеклассной работы". К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых.

Отдельно следует отметить, что клубы являются эффективной формой внеклассной работы по таким предметам как иностранные языки, литература, история. Это можно обосновать тем, что они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах.

Методы внеклассной работы

Методы проведения и организации внеклассной работы базируются на общепринятых методах воспитания, к которым относят:

  • методы формирования сознания: беседа, рассказ, дискуссия, диспут, метод приема;
  • метод организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
  • методы формирования поведения: соревнования, игра, поощрение, наказание;
  • методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы, тестирование, анализ результатов деятельности.

Основополагающими методами внеклассной работы в условиях школы можно смело назвать следующие:

  • Метод проектов
  • Игровой метод
  • Метод работы над ошибками
  • Метод лекции
  • Метод беседы
  • Метод индивидуального консультирования

Использование современных методов внеклассной работы необходимо для любого школьного предмета.


Источник: Нестерова И.А. Внеклассная работа в школе // Энциклопедия Нестеровых - http://odiplom.ru/lab/vneklassnaya-rabota-v-shkole.html

ПЕРЕЧЕНЬ экскурсионных объектов Республики Беларусь

ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль»

Мемориальный комплекс «Красный берег» (филиал ГУК «Жлобинский историко-краеведческий музей»)

Учреждение «Гомельский областной музей военной славы»

Государственное учреждение культуры «Музей битвы за Днепр»

(г.п. Лоев)

Историко-археологический комплекс «Древний Туров»

Государственное природоохранное учреждение «Национальный парк “Припятский”» (Петриковский район, д. Лясковичи)

Государственное учреждение культуры «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова»

(г. Ветка), филиал – г.Гомель

Мемориальный комплекс «Ола»

Монумент памятный знак «Багратион»

(филиал ГУК  «Светлогорский историко-краеведческий музей»)

Музей и мемориальный комплекс узникам Озаричского лагеря смерти

Государственное учреждение культуры «Мозырский объединённый краеведческий музей»: Музей народной культуры Мозырщины «Палеская веда»; музей-мастерская Н.Н. Пушкаря

Г. МИНСК

Учреждение «Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны»

Государственное учреждение «Национальный исторический музей Республики Беларусь»

Учреждение «Национальный художественный музей Республики Беларусь»

Учреждение «Государственный музей истории белорусской литературы»

Учреждение «Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа»

Учреждение «Государственный литературный музей Янки Купалы»

Мемориальный комплекс «Тростенец»

Учреждение «Музей истории города Минска»

Минский храм-памятник в честь Всех святых и в память о жертвах, которые послужили спасению Отечества нашего (Церковь Всех Святых)

Музей современной белорусской государственности (филиал ГУ «Национальный исторический музей Республики Беларусь»)

Государственное учреждение «Национальная библиотека Беларуси»

БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ

Государственное учреждение «Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой»

Государственное природоохранное учреждение «Национальный парк “Беловежская пуща”» (Каменецкий район)

Учреждение культуры «Брестский областной краеведческий музей»

Археологический музей «Берестье» (филиал УК «Брестский областной краеведческий музей»

Учреждение культуры «Кобринский военно-исторический музей имени А.В. Суворова»

Государственное учреждение культуры «Мемориальный музей-усадьба им. Т.Костюшки» (г.Косово)

Государственное учреждение «Музей Белорусского Полесья» (г.Пинск)

Государственное учреждение культуры «Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег» (Ружанский дворцовый комплекс рода Сапег)

Музей «Каменецкая башня» Каменецкий столп «Белая Вежа»

Коссовский дворцово-парковый ансамбль (Ивацевичский район)

Усадьба-музей А. Мицкевича «Заосье»

ВИТЕБСКАЯ ОБЛАСТЬ

Учреждение культуры «Витебский областной краеведческий музей»

Научно-исследовательское и просветительное учреждение культуры «Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник»

Мемориальный комплекс «Проклятие фашизма» («Шунёвка») (Филиал ГУ «Бегомльский музей народной славы»)

Учреждение культуры «Витебский областной музей Героя Советского Союза Миная Пилиповича Шмырова»»

Учреждение культуры «Витебский городской музей воинов-интернационалистов»

Учреждение культуры «Музей боевого содружества» (г.Рассоны)

Учреждение культуры «Музейный комплекс истории и культуры Оршаншчины»

Учреждение культуры «Музей Марка Шагала в Витебске»

Софийский собор, Спасо-Евфросиньевская церковь (г. Полоцк)

Мемориальный комплекс «Прорыв»

ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Учреждение «Музей «Замковый комплекс «Мир»

Учреждение культуры «Гродненский государственный историко-археологический музей»

Учреждение культуры «Волковысский военно-исторический музей имени П.И.Багратиона»

Учреждение культуры «Гродненский государственный музей истории религии»

Учреждение культуры «Дом-музей Адама Мицкевича в Новогрудке»

Учреждение культуры «Новогрудский историко-краеведческий музей»

Государственное историко-культурное учреждение «Музей-усадьба М.К.Огинского» (а.г. Залесье)

Парк «Августовский канал» (Гродненский район)

Борисоглебская (Коложская) церковь (г. Гродно)

Лидский Замок (г. Лида)

Гольшанский замок (Ошмянский район)

МОГИЛЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Учреждение культуры «Могилевский областной краеведческий музей»

Учреждение культуры Могилевский областной художественный музей имени П.В. Масленикова»

Учреждение культуры «Музей истории Могилева»

Памятник истории и архитектуры «Бобруйская крепость» (Учреждение культуры «Бобруйский краеведческий музей»)

Мемориальный комплекс «Буйничское поле»

Музей В.К. Белыницкого-Бирули «филиал учреждения «Национальный художественный музей Республики Беларусь»)

МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Учреждение «Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта»

Государственное учреждение «Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»

Государственное учреждение «Государственный мемориальный комплекс «Хатынь»

Военно-исторический комплекс «Линия Сталина»

Государственное учреждение «Минский областной краеведческий музей»

Государственное учреждение «Историко-культурный музей-заповедник «Заславье»

Военно-исторический комплекс «Старая граница», Дзержинский р-н (филиал учреждения «Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны»)

Учреждение «Государственный литературный

музей Янки Купалы»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.