АЛГОРИТМ
информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования<sup>1</sup>.
<sup>1</sup> Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка».
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка<sup>2</sup>.
<sup>2</sup> Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности<sup>3</sup>.
<sup>3</sup> Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.
Педагогическим работникам в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.<sup>4</sup>.
<sup>4</sup> Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные Министерством внутренних дел Республики Беларусь 12.12.2017.
4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:
неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;
отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
информация, поступившая от ребенка;
информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;
информация, поступившая от работников учреждений образования;
информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1–4 настоящего алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:
осуществляют изучение и анализ поступившей информации;
в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными Министром образования Республики Беларусь 14.12.2017, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования<sup>5</sup>.
<sup>5</sup> Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи».
ЛЕКЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА – СТИМУЛ К УСПЕХУ
УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА»
Цель лекции: просвещение педагогических работников по организации эффективного учебного процесса с учащимися средней и старшей школы.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению».
Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех. Все понимают, что урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
«Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий, т.е. полезность для развития каждого ребёнка.
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.
Урок является сложным педагогическим объектом. Это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Обучение должно быть трудным, посильным. Чем чаще проверяются и оцениваются работы школьника, тем интереснее ему работать. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.
Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.
У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки. Но при подготовке и планировании урока он осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.
Учитывается особенности класса: уровень успеваемости, отношение к предмету, темп работы, подготовленность учащихся, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности.
Для себя он всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.
Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: знания предмета; культуры общения; любви к детям.
Конечно же, хочется, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок – это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учеников интерес к предмету, желание познания?
Современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший учитель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по одной методике, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета – это залог успеха в его изучении.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Здесь причина очевидна: им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.
Ученику надо помочь научиться учиться (т.е. сформировать учебную деятельность), а далее остаётся лишь позволить ему добывать знания самому и помочь ему сделать это самому.
Как показывает практика, все обучающиеся в образовательных школах дети могут усвоить программу. Но в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом; одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность. Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта индивидуально-психологических развитий школьника.
Исторически сложились на ранней стадии развития человечества два вида обучения: групповое и индивидуальное. При индивидуальном обучении наставник обучал каждого ученика отдельно, ориентируясь на его индивидуальный темп и способности. Групповое обучение предполагало работу наставника, учителя с группой учеников.
На уроках хорошо применять разные виды работ и разноуровневые задания для слабых, средних, сильных. При индивидуальной работе детям предлагаются карточки: соответственно базовый, повышенной трудности, творческий. Аналогичные задания представляются учащимся и на других уроках. При этом есть возможность увидеть продвижение одних и отставание других, а ученик имеет возможность постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным. Благодаря такому подходу активизируется мыслительная деятельность учащихся и поддерживается их интерес к знаниям.
Работая по традиционной программе важно использовать на уроках элементы развивающего обучения и ставить перед собой цели, отличающиеся от традиционного урока.
Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я понимаю». (Китайская пословица)
Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью.
Как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности в учении необходим успех. Переживание успеха может быть вызвано различными причинами.
Не случайно в зарубежной психологии выделяется такое направление, как позитивное мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: «Я – умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. – и ты действительно станешь таким.
Успех сугубо индивидуален. Учебный успех зависит ещё и от того, что человек «может». Значимость его пока всё же определяется нормами, установленными заранее, ученик каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем. Есть ученики, для которых последовательное, логически выдержанное изложение материала вызывает затруднение, но зато они быстро и безошибочно находят решение интуитивно. Есть ученики, которые легче расскажут, чем напишут, а есть, кому устные ответы даются труднее, но зато письменно они чётко и полно изложат свои мысли. А добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности. Следовательно, если ситуацию успеха создать последовательно и сознательно, то она должна включать в себя все перечисленные компоненты.
Этапы создания ситуации успеха:
1. Мотивационный этап, т.е. сформировать мотив достижения.
2. Организационный этап. Обеспечение ученика условиями для успешного выполнения задания (с учётом индивидуальных способностей и личностных качеств), заинтересованность ученика самим познавательным процессом.
Успех ученика, конечно же, зависит от того объёма знаний по предмету, которым ученик владеет. Но только одни знания – факты, числа, теории – не могут обеспечить настоящий успех в учении. С этой информацией надо уметь работать – превращать тексты в таблицы и графики, «читать» чертежи и графики, анализировать полученные данные, делать доклады и рефераты, уметь работать со справочной литературой…
Главной задачей является привитие интереса к учебным предметам и удержание интереса в дальнейшем. Этому способствует соединение учебной и игровой деятельности, когда учащиеся работают с познавательной литературой, энциклопедией, выступают с докладами, рефератами и т.д.
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:
− самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;
− отстаивать своё мнение;
− принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
− задавать вопросы своим товарищам;
− оценивать ответы и письменные работы товарищей;
− объяснять более слабым ученикам непонятные задания;
− находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
− проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;
− решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.
Успешность обучения предметам нельзя добиться только при использовании классно-урочной формы, необходима планомерная и системная внеклассная, индивидуальная работа с учащимися.
3. Итоговый этап.
Основная цель: организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.
Итог учебной работы обычно сводится к отметке, что оказывается болезненным. Другими словами, ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения ученика, показать своё уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.
Особого внимания требуют к себе слабоуспевающие ученики, к которым можно применить завышенную, или авансированную оценку, позитивное рецензирование и т. п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности.
Эффективность ситуации успеха в учебной деятельности проверяется не только наличием активного отношения к учёбе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности. Учитель должен не столько учить, сколько помогать найти знания, необходимые для развития личности конкретного ученика.
Ситуация успеха только тогда становится действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она:
− организуется на всех этапах учебного процесса;
− усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;
− реализуется с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что находит своё отражение в подборе приёмов и средств в работе с конкретным учеником;
Результатом такой работы является:
1. Развиваются как общие У и Н, так и специальные.
2. Повышается уровень качества знаний по предметам.
Пробуждая интерес к предметам, важно не просто передать свой опыт, но и укрепить веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Стараться развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своём развитии более способным детям, учить воспитывать силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных задач. Всё это есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предметам, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
По этим причинам неплохо было бы вести собственный поиск: «Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?»
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, чтобы эффективность урока была «отличной» надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что – нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы и многие другие умения: демонстрировать детям своё полное к ним доверие, помогать в формулировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога и саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое.
Рекомендации педагогам:
− Умейте радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
− Вы очень близкий человек для своего ученика. Постарайтесь, чтобы он был всегда открыт для вас. Станьте ему другом и наставником.
− Не бойтесь признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будьте вместе с ними в поиске.
− Постарайтесь вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
− Не требуйте на уроке «идеальной дисциплины». Не будьте авторитарными. Помните, урок − это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируйте в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
− Стремитесь к тому, чтобы ваши уроки не стали шаблонными, проведенными «по трафарету». Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
− Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание − вооружение их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
− Входите в класс с улыбкой. При встрече загляните каждому ребенку в глаза, узнайте его настроение и поддержите, если ему грустно.
− Несите детям добрую энергию и всегда помните, что «ученик − это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь».
− Помните, двойка очень вредна и для формирования характера. Найдите возможным не увлекаться этой отметкой. Будьте в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
− Помните, каждый ваш урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
− Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умейте определить «планку» трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
− Учите своих учеников трудиться. Не ищите легкого пути в обучении. Но помните, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуйте, где необходимы ваше плечо, ваши знания, ваш опыт.
Если из двух баллов думаете, какой выбрать, − не сомневайтесь, поставьте высший. Поверьте в ребенка. Дайте ему крылья. Дайте ему надежду.
− Не скрывайте от детей своих добрых чувств, но помните: среди них никогда не должно быть особого места для «любимчиков». Постарайтесь в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, откройте его ему самому и развейте в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
− Помните о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
− В общении с родителями своих учеников помните, что их дети − самое дорогое в жизни. Будьте умны и тактичны. Находите нужные слова. Постарайтесь не обидеть и не унизить их достоинство.
− Не бойтесь извиниться, если оказались неправы. Ваш авторитет в глазах учеников только повысится. Будьте терпеливы и к их ошибкам.
− Живите с детьми полной жизнью. Радуйтесь и огорчайтесь вместе с ними. Увлекайтесь и удивляйтесь. Шутите и наставляйте. Учите быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учите справедливости, упорству, правдивости.
− Будьте всегда выдержаны, терпеливы, уравновешены.